Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАДОУ №89, В ТОМ ЧИСЛЕ,
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется постоянная работа по обновлению и расширению предметно-развивающей среды.
Материально-технические условия ДОУ соответствуют требованиям:
1) санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- оборудованию и содержанию территории,
- помещениям, их оборудованию и содержанию,
- естественному и искусственному освещению помещений,
- отоплению и вентиляции,
- водоснабжению и канализации,
- организации питания,
- медицинскому обеспечению,
- приему детей в детский сад,
- организации режима дня,
- организации физического воспитания,
- личной гигиене персонала;
2) пожарной безопасности и электробезопасности;
3) к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенности помещений и РППС;
5) к материально – техническому оснащению Программы (УМК, оборудование, оснащение (предметы).
Осуществляющая образовательную деятельность по Программе, в МАДОУ создаются материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
2) выполнение Организацией требований: – санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
- оборудованию и содержанию территории,
- помещениям, их оборудованию и содержанию,
- естественному и искусственному освещению помещений,
- отоплению и вентиляции,
- водоснабжению и канализации,
- организации питания,
- медицинскому обеспечению,
- приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
- организации режима дня,
- организации физического воспитания,
- личной гигиене персонала;
– пожарной безопасности и электробезопасности;
– охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации; 3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность. При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья учитываются особенности их физического и психофизиологического развития.
МАДОУ имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности для детей детей с ТНР, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты. Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации адаптированной основной образовательной программы. Программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Программой предусмотрено также использование МАДОУ обновляемых образовательных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания групп
Направления развития ребенка |
Развивающие центры, уголки |
физическое развитие |
-физкультурный центр |
социально-личностное развитие |
-центр сюжетно-ролевой игры - центр ряженья -театральная центр |
познавательно-речевое развитие |
-речевой центр, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма; - центр природы, куда входит мини-лаборатория: место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами; - центр «Юный математик» (игротека); -центр строительно-конструктивных игр |
художественно-эстетическое развитие |
-центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности |
Материально – техническое обеспечение Программы
Количество и направленность групп |
Количество функционирующих групп в МАДОУ - 12. Из них: - группы для детей раннего возраста (от 1,5 лет до 3 лет) – 3 - группы для детей дошкольного возраста (от 3 лет до 7 лет) – 8 - группы коррекционного вида (от 5 до 7 лет) - 1 |
Наличие специалистов |
Заместитель заведующего по УВР -1 Педагог-психолог - 1 Учитель-логопед – 1 Инструктор по физической культуре – 2 Музыкальный руководитель – 3 Старший воспитатель – 1 |
Наличие дополнительных площадей в помещении детского сада |
Кабинет заведующего-1 (2 помещения) Кабинет административно-хозяйственной службы-1 Кабинет организационно-методической службы-1 Прачечная-1 Пищеблок-1 Пункт охраны-1 Спортивный зал-1 Музыкальный зал-1 Кабинет педагога-психолога-1 Кабинет учителя-логопеда-1 Кабинет музыкального руководителя-1 Кабинет инструктора по ФК- 1 Медицинский кабинет-1 Пропускная система – 1 |
Наличие дополнительных площадей на участке детского сада |
Игровые площадки-12 Спортивная площадка-2 Альпийская горка – 1 Огород-1 Зеленая аптека – 1 Лес – 1 Цветники – по всей территории Поляна многолетников – 1 |
Наличие специализированного оборудования |
Мультимедийный проектор с экраном– 1 Усилитель с микрофонами-1 Компьютер-9 Принтер-4 Сканер-3 Ксерокс-3 Телевизор-1 Фортепиано-2 |
Кабинет педагога-психолога:
При оформлении кабинета выдержаны основные требования: комфортность, гармоничность, доверительность атмосферы, зонирование кабинета с учетом направлений работы. Цветовое решение выполнено в спокойных тонах.
В связи с тем, что помещение кабинета имеет маленькую площадь, возникла необходимость оформить многофункциональные зоны, которые легко трансформируются при организации взаимодействия с детьми.
Уголок для развития эмоциональной сферы привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональное состояние других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Зона релаксации с настольной релаксационной лампой помогает снять усталость, располагает к отдыху и расслаблению, является местом эмоциональной разгрузки.
Сенсорная зона представлена сухим бассейном, тактильной дорожкой.
Рабочая зона кабинета: рабочий стол педагога-психолога, шкаф для хранения документации, стимульного материала для проведения диагностик,
Кабинет располагает к общению, в котором дети и взрослые чувствуют себя комфортно и раскованно. Имеется необходимый набор различных игрушек и развивающих игр, способствующих развитию коммуникативных навыков, сближению в общении. В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Кабинет учителя-логопеда
Условия, созданные в кабинете, обеспечивают психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка. Помещение оборудовано в оптимальной цветовой гамме, соблюдается уровень освещённости. Место для работы с ребёнком оформлено в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями, что способствует организации неформального, игрового общения учителя-логопеда с ребёнком. Площадь кабинета позволяет рационально разместить логопедические материалы. В кабинете выделены следующие зоны:
- зона индивидуальной и подгрупповой работы, которая представлена центром познавательно-речевого и творческого развития, сенсомоторного развития, игровым центром
- в методическую зону входит: библиотека методической и учебной литературы;
- рабочая зона учителя-логопеда оснащена столом, персональным компьютером;
- в информационной зоне размещается необходимая информация для родителей, выставки.
Кабинет оснащён необходимым оборудованием, учебно-методическими и игровыми материалами в соответствии со специализацией.
Логопедический инструментарий: шпатели логопедические, зонды логопедические, массажные, вата, бинт, спирт. Настенное зеркало для логопедических занятии (50х100) 1 шт.
Дидактические пособия:
Пособия для обследования: интеллекта, речи, слуха.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
- по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
- по грамматическому строю;
- по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
- по звукопроизношению;
- по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности.
Картотеки:
- пальчиковых гимнастик,
- логоритмических игр,
- дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу:«Ознакомление с окружающим миром»
Дидактический материал по формированию связной речи
- Сюжетные картины;
- Серии сюжетных картин;
- Тематические картины;
- Звуковая культура
- Картинный материал для автоматизации поставленных звуков;
- Альбом для закрепления поставленных звуков;
- Логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- Папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- Картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»;
- Коробка с разрезными буквами, слогами;
- Дидактический материал для развития мелкой моторики.
При подборе предметного содержания развивающей среды (игр, материалов, оборудования) учитывались образовательные цели и задачи реализуемой ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО, возрастные особенности детей группы; особенности воспитанников с ОВЗ, половой состав группы; индивидуальные особенности, интересы и предпочтения детей, видовые особенности ДОУ, архитектурно- конструктивные особенности помещений, материальные возможности ДОУ.
Соблюдались психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды, изложенные в Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования согласно п.3.1.1: среда насыщена материалами и оборудованием разнообразной тематики, что активизировало воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; среда в группах разной направленности имеет свои особенности.
Групповые помещения условно разделены на 3 части:
- зону для спокойной деятельности, сюжетно/ролевых игр;
- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
- учебную зону, где проводится непосредственно образовательная деятельность.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
В групповые помещения приобретены игровые легко трансформируемые модули, ширмы, оборудование на колёсах. Материалы и оборудование подобраны таким образом, что они могут использоваться в ходе реализации всех образовательных областей и в самостоятельной детской деятельности.
В процессе создания среды в группах соблюдался принцип педагогической целесообразности, что позволило предусмотреть необходимость и достаточность её наполнения и также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Обеспечение методическими материалами
и средствами обучения и воспитания
Методический материал и средства обучения для коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы.
ПОСОБИЯ:
Для проведения логопедического обследования:
- Обследование звукопроизношения.
- Обследование понимания речи.
- Обследование связной речи.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование состояния словарного запаса.
- Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
- Обследование слоговой структуры слова.
- Счетный материал для обследования.
- Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей.
- Картинки и тексты.
- Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».
Для формирования правильного звукопроизношения:
- Артикуляционные упражнения (карточки).
- Профили звуков.
- Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.
- Пособия для работы над речевым дыханием.
- Предметные картинки на все изучаемые звуки.
- Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
- Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
- Специальные «ладошки» для звукобуквенного анализа.
- Цветные фишки для звукобуквенного анализа.
- Предметные картинки на дифференциацию звуков.
- Тексты на дифференциацию звуков.
- Гласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3-7 лет.
- Твердые согласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3-7 лет.
- Мягкие согласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3-7 лет.
Для обучения грамоте (чтению и письму):
- Магнитный алфавит.
- Настенный алфавит.
- Бумажный алфавит.
- Схемы для анализа предложений.
- Абаки для сливания букв в слоги.
- Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
- Логопедические буквари.
- Прописи для печатания и штриховки.
- Кассы букв на каждого ребенка.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
- Предметные картинки
- Ягоды.
- Головные уборы.
- Мебель.
- Птицы.
- Растения.
- Обувь.
- Продукты.
- Грибы.
- Одежда.
- Посуда.
- Игрушки.
- Насекомые.
- Профессии.
- Деревья.
- Животные и их детеныши.
- Инструменты.
- Времена года.
- Овощи.
- Фрукты.
- Предметные картинки на подбор антонимов.
3. Предметные картинки на подбор синонимов.
4. Многозначные слова.
5. Предметные картинки «Один - много»
6. Предметные картинки «Назови ласково».
7. Схемы предлогов.
8. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами.
9. Пособия на согласование слов.
10. Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
- Серии сюжетных картинок.
- Сюжетные картинки.
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.
- Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
- Логопедические занятия в детском саду (старшая и подготовительная группы). Демонстрационный материал для фронтальных занятий.
ИГРУШКИ:
- Кубики – 4 комплекта;
- Набор овощей и фруктов – 1 шт;
- Мягкие игрушки – в ассортименте;
- Кукольный театр – 4 шт.;
- Шнуровка – 2 шт.;
- Калейдоскоп – 1 шт.;
- Настенный конструктор на «липучках»;
- Машинки – в ассортименте;
- Игрушки из «Киндер – сюрприза» по темам - в ассортименте.
- Кукла «Сема».
- Пирамидка – 2 шт.
- Доска – вкладыш «Геометрия».
- Конструктор «Машинка».
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ:
- Речевое лото.
- Ребусы.
- Разложи по порядку.
- Кто чей малыш?
- Путаница.
- Угадай животных.
- Подбери по смыслу.
- Подбери пару.
- Проделки ученого кота. Развиваем память.
- Часть и целое.
- Кто в домике живет?
- Азбука.
- Букварик. Веселые уроки.
- Мои первые буквы.
- Найди букву.
- Где спрятались буквы?
- Мои первые предложения.
- Логопедическое лото «Говори правильно».
Информационно – компьютерные технологии.
CD-Диски:
- И. А. Матыкина., Трудных звуков не бывает. - Приложение.
- А.В. Мамаева., Ребятам о зверятах. – Электронный тренажер по развитию понимания речи.
- А.В. Мамаева., Мой дом.
- В помощь логопеду. Общее речевое развитие. Диагностика. Модели занятий. Дидактический материал.
- Конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у детей с ОНР 1 уровня 1 этап (АУМОПТКЭ).
Дидактический материал по формированию произносительных и речевых навыков у детей с ОНР 1 уровня – 1этап (АУМОПТК), 2этап (ЭНХФБДГВ).
- Дидактический материал по формированию правильной структуры предложения у детей с ОНР (3 этап).
- Дидактический материал по формированию правильной структуры предложения у детей с ОНР (4 этап).
- Звуковой лабиринт.
Учебно-методическая база ДОУ
№ |
Наименование. |
% обеспеченности |
1. |
Собственная информационно-техническая база: выход в Интернет, электронная почта, сайт |
100 |
2. |
Игрушки, игровое оборудование |
85 |
3. |
Музыкальные инструменты |
93 |
4. |
Предметы декоративно-прикладного искусства |
93 |
5. |
Картины, репродукции, альбомы |
100 |
6. |
Наглядные пособия (коллекции, муляжи…) |
100 |
7. |
Технические средства обучения |
98 |
8. |
Детская литература |
100 |
9. |
Методическая литература |
100 |
10. |
Электронный методический банк |
100 |
11. |
Уличное спортивно-игровое оборудование |
90 |
Средний показатель укомплектованности: |
93,5 % |
Деятельность методической службы направлена на обновление содержания образования в соответствии с ФГОС, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально – техническое обеспечение коррекционно – образовательного процесса детей с ОВЗ
Задачи:
- Повышение комфортности образовательной среды, предоставление доступа маломобильным группам населения и детям-инвалидам, детям с ОВЗ.
- Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.
- Осуществление полноценного воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
- Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.
- Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении, совершенствования систем и функций организма, повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
- Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, дети - инвалиды), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
- Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
- Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образовании в работе с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами, путем совершенствования системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социального функционирования, индивидуально-дифференцированного подхода, который создадут условия для более гармоничной, личностно-актуальной социализации ребенка и равные стартовые возможности для дальнейшего школьного обучения.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
В МАДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Кабинеты учителя – логопеда;
- Кабинет педагога – психолога;
- Кабинет дополнительного образования;
- В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
- Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 1 логопед, педагог-психолог, инструкторы по физической культуре.
- При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батут, сухой бассейн, релаксационное оборудование.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Условия питания и охрана здоровья обучающихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация питания в МАДОУ №89
- Организация питания воспитанников возлагается на МАДОУ и осуществляется его штатным персоналом.
- В МАДОУ № 328 обеспечено сбалансированное питание детей, необходимое для нормального роста и развития детей: завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013)
- Режим и кратность питания воспитанников устанавливается в соответствии с длительностью их пребывания в МАДОУ. Воспитанники, при 12 часовом посещении, получают четырехразовое питание.
- Питание в МАДОУ осуществляется в соответствии с примерным 20- дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста и утвержденного заведующим МАДОУ.
- В осеннее - зимний период, непосредственно перед реализацией, медицинским работником осуществляется С- витаминизация третьего блюда.
УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вся работа МАДОУ строится на принципах охраны жизни и здоровья детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях;
2) большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
К охране здоровья воспитанников также относятся следующие мероприятия: · оказание первой медико-санитарной помощи;
- определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН;
- ведется пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников;
- созданы условия по обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольном учреждении;
- все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в дошкольном учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение, имеется тревожная кнопка.
Информационные системы и электронные образовательные ресурсы, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Образование:
- http://pedlib.ru Педагогическая библиотека
- http://www.logoburg.com ЛОГОБУРГ - творческое объединение логопедов. Масса интересных статей и практической информации.
- http://psyparents.ru Детская психология для родителей: Материалы МГППУ. Цель проекта - психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, профилактике нарушений личностного развития.
- http://dob.1september.ru " Газета дошкольное образование". Широкий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и работников дошкольных образовательных и воспитательных учреждений.
Досуг детей:
- http://www.solnet.ee Детский портал
- http://stranamasterov.ru Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.
- http://teremoc.ru Коллекция игр, загадок, ребусов on-line и off-line и др.
- http://playroom.com.ru Игровая комната. Материалы для организациии детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки и др.
- http://detiseti.ru/modules/myarticles/topic/25 Пальчиковые игры. Подборка описаний пальчиковых игр (игр для развития мелкой моторики) для детей от 1 года.
- http://nachalka.info/preschool Веселые развивалки:"Учись, играй, отдыхай" Разработан ООО "Кирилл и Мефодий". Занятия по арифметике, чтению, познанию окружающего мира, ПДД и др.
Советы родителям: